Пояснительная записка к учебному плану начального общегообразования 1. Нормативные основания для составления Учебного плана Учебный план школы составлен в соответствии с требованиями: - приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа от 18.07.2022 № 569); - приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28); СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2, таблица 6.1- 6.14); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников» (в редакции приказа от 21.07.2023 № 556); - Закона Пермского края от 12 марта 2014г. № 308- ПК «Об образовании вПермском крае»; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Чазевская ООШ»; - Устава МБОУ «Чазевская ООШ». Учебный план МБОУ Чазевская ООШ» заключается в том, что он: 1) Предлагает вариант соединения федеральной и региональной политики в области образования и специфики социального заказа конкретного контингента учащихся и их родителей как потребителей образовательных услуг; 2) Определяет базовый уровень освоения образовательных программ в соответствии с обязательным минимумом содержания образования. 3) Соблюдает выполнение ФГОС НОО на уровне начального общего образования. 2. Характеристика структуры учебного плана Особенности учебного плана начального общего образования Образовательный процесс в 2023-2024 уч. году организуется в первом классе в режиме пятидневной учебной недели. Используя «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; второе полугодие – по 4 урока и 1 день в неделю 5 уроков, за счет урока физической культуры, продолжительность урока – 40 минут). Во 2-4 классах образовательный процесс осуществляется по 6-дневной неделе. Продолжительность урока - 45 минут. Обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается коми- пермяцкий язык (как родной) (4 вариант ФОП Приказ от 18.05.2023 № 372). Продолжительность обучения составляет: 1 класс – 33 учебных недели, 2-4 классы - 34 учебные недели. Максимальная недельная нагрузка: 1 класс – 21час, 2-4 класс – 26 часов. В годовом календарном учебном графике для 1 класса предусмотрены дополнительные каникулы в середине февраля (19.02. -25.02.2024 г.) Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО - 4 года. Обучение ведется по программам Образовательной системы УМК «Школа России». Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2325часов и более 3190 часов. В 2023-24 учебном году отсутствует 4 класс. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: 1. «Русский язык и литературное чтение»; 2. «Родной язык и литературное чтение на родном языке»; 3. «Иностранный язык»; 4. «Математика и информатика»; 5. «Обществознание и естествознание («Окружающий мир»)»; 6. «Основы религиозных культур и светской этики»; 7. «Искусство»; 8. «Технология»; 9. «Физическая культура». В рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» осуществляется изучение учебных предметов «Родной (коми-пермяцкий) язык или государственный язык республики РФ» и «Литературное чтение на родном (комипермяцком) языке» на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. На учебный предмет «Родной (коми-пермяцкий) язык или язык республики РФ» отводится по 1 часу в неделю в 1-х классах и по 2 часа в неделю во 2–4-х классах. На учебный предмет «Литературное чтение на родном (ткомипермяцком) языке» отводится по 1 часу в неделю в 1-4 классах. Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлены модули «Основы православной культуры»,. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется: «Разговоры о важном», 1–4-й классы (1 час в неделю); «Функциональная грамотность» 4-ом классе (1 час в неделю). Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет МБОУ «Чазевская ООШ»». Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования определены в плане внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МБОУ «Чазевская ООШ». Формы промежуточной аттестации Классы Учебные предметы Форма 2–4-е Русский язык Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы 2–4-е Литературное чтение Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы 2–4-е Родной ( комипермяцкий)государств енный язык республики РФ Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале 2–4-е Литературное чтение на родном (комипермяцком ) языке Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале Иностранный язык (английский) Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале Математика Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы Окружающий мир Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале 2–4-е Музыка Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале 2–4-е Изобразительное искусство Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале Технология Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале Физическая культура Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале ОРКСЭ Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале 2–4-е 2–4-е 2–4-е 2–4-е 2–4-е 4-й 2–4-е Разговоры о важном Встроенное педагогическое наблюдение Учебный план начального общего образования (1-й класс – пятидневная учебная неделя, 2–4-е классы – шестидневная неделя) Количество часов в неделю Предметные области Учебные предметы Всего 1-й 2-й 3-й 4-й класс класс класс класс Обязательная часть Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 3 3 3 3 12 Родной коми-пермяцкий) язык или государственный язык республики Российской Федерации 1 2 2 2 7 Литературное чтение на родном (коми-пермяцком) языке 1 1 1 1 4 Иностранный язык Иностранный язык (английский) – 2 2 2 6 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 – – – 1 1 Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Музыка 1 1 1 1 4 Технология Технология 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8 21 24 24 25 94 Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Основы православной культуры Искусство Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы, курсы, модули по выбору: 0 0 0 0 5 Всего в неделю 21 24 24 25 84 Максимально допустимая недельная нагрузка (для 1-го класса – при пятидневной учебной неделе, для 2–4-х классов – при шестидневной) в соответствии с действующими санитарными 21 26 26 26 99 правилами и нормами Учебные недели 33 34 34 34 135 Всего учебных часов на учебный период 693 884 884 884 3345 Разговоры о важном 1 1 1 1 4 Функциональная грамотность 0 0 0 1 1 Классный час 1 1 1 1 4 Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности 2 2 2 3 5 Курсы внеурочной деятельности